Более того, это даже хорошо, если тебе не нравятся некоторые эпизоды
«Доктор Кто» как часть культуры
Если вы не живёте в Великобритании, вас может удивить, насколько глубоко «Доктор Кто» укоренился в культуре этой страны. Это далеко не просто научно-фантастическое шоу о «сумасшедшем человеке в телефонной будке». Скорее, это целый культурный феномен, который уже более шестидесяти лет остаётся неотъемлемой частью британского национального сознания. Даже те, кто ни за что не стал бы смотреть такую «чепуху», примерно понимают, о чём идёт речь.
Скажем, назовите комнату «похожей на ТАРДИС», и каждый третий поймёт, что речь идёт о месте, которое кажется куда более просторным изнутри, чем снаружи. Большинство узнает далеки, вспомнит их боевой клич «Уничтожить!» и, возможно, повторит старую шутку о том, что лестницы мешают им захватить мир.

Новая эра шоу и общественный резонанс
Вдобавок, даже до появления социальных сетей, фанаты «Доктора Кто» находили способы делиться своими мыслями о происходящем в сериале. Они вступали в фан-клубы, ездили на тематические конвенты, писали в журналы. Одним словом, к этому шоу относятся с неподдельной страстью — гораздо сильнее, чем к большинству других.
С момента возрождения в 2005 году, «Доктор Кто» стал постоянным участником прайм-тайма. Он занимал эфир рядом с такими программами, как «Танцы со звёздами» на канале BBC One. Споры о том, кто станет следующим воплощением Доктора, вызывают не меньший ажиотаж, чем поиски нового Джеймса Бонда. Например, в 2013 году даже вышла специальная прямая трансляция, посвящённая лишь одному — объявлению, что Питера Капальди утвердили на главную роль.
Почему критика — это хорошо
Однако у этой всенародной любви есть и обратная сторона. Так же как культовые серии получают восторженные отклики, менее удачные эпизоды нередко подвергаются жёсткой критике. В частности некоторые фанаты до сих пор тоскуют по классическому «Доктору» (1963-1989). Мол, «раньше было лучше», хотя новая версия уже идёт почти два десятилетия. Есть и те, кто с теплотой вспоминает телевизионный фильм 1996 года с Полом Макганном в главной роли, несмотря на то, что он получил в основном отрицательные отзывы.
Любопытно, что, если собрать в одной комнате нескольких поклонников шоу, их мнения о том, какие серии удачные, а какие — нет, будут радикально различаться. И в этом — вся прелесть «Доктора Кто». Это сериал, который каждую неделю может полностью измениться. А если вам нравится абсолютно каждая серия, возможно, с шоу что-то не так.
Гибкий формат — ключ к долголетию
Есть очевидная причина, по которой «Доктор Кто» до сих пор остаётся предметом обсуждений даже спустя 62 года. Подобно другому детищу 60-х годов — «Звёздному пути» — это один из самых гибких форматов в истории телевидения. По сути, это антология в духе «Сумеречной зоны» или «Чёрного зеркала», просто с постоянным главным героем. При этом у шоу есть гениальная внутренняя логика, позволяющая менять исполнителя главной роли каждые несколько лет.
«Доктор Кто» может моментально перенести вас от реальных исторических личностей к инопланетным мирам далёкого будущего. Каждый жанр, какой только можно представить (хоррор, комедия, романтика или сатира) может органично вписаться в структуру шоу. А более шести десятилетий телевизионного канона означают, что авторам всегда есть на что опереться. Потому что богатая мифология позволяет строить новые истории на прочном фундаменте.
Риск и развитие — основа успеха
В частности, серия «73 ярда» сознательно обошла основную формулу шоу. Доктор и его спутники выходят из ТАРДИС, сталкиваются с проблемой и находят способ её решить. И такой отход от шаблона оказался на редкость удачным. Более того, в этой серии самого Доктора почти нет — актёр был занят съёмками эпизодов сериала «Сексуальное воспитание».
К числу подобных экспериментов можно отнести и любимые миллионами эпизоды: «Девушка в камине», «Миг ока», «Повернуть налево» и «Одинокий призрак». Каждый из них стал классикой, именно потому что авторы решились на смелые ходы. Ну скажите, где ещё вы за считаные недели встретите говорящих младенцев, «Битлз», антивоенную аллегорию, фолк-хоррор, сатиру на соцсети и древнеегипетского бога, мечтающего уничтожить Вселенную?
Эволюция как часть ДНК сериала
К тому же «Доктор Кто» умеет принимать свои неудачи с достоинством. Одно из немногих исключений — неудачное решение 1996 года сделать Доктора «наполовину человеком по материнской линии». Это элемент канона, о котором со временем предпочли просто забыть. Сериал постоянно эволюционирует и адаптируется.
Особенно показателен пример перезапуска 2005 года, когда шоураннер Рассел Ти Дейвис понял: то, что работало во времена славы Тома Бейкера в 1970-х, уже не подходило для XXI века. Проведя фактическую реконструкцию мифологии сериала, он затем постепенно вернул в сюжет культовых противников Доктора — далеков, повелителей времени, киберлюдей и Мастера. И сделал это мастерски.
А если вам не нравится текущий этап сериала — не беда. Скоро появятся новые Доктор, спутник или враг, и динамика в ТАРДИС изменится. Так что не расстраивайтесь, если вам не пришёлся по вкусу старт нового сезона — или даже первые три серии. Как и в той самой коробке конфет у Форреста Гампа, никогда не знаешь, что тебе попадётся. И именно в этом — уникальность и очарование «Доктора Кто»: пусть иногда и попадается ложка дёгтя в бочке мёда — зато следующая серия может оказаться настоящим шедевром.