Умерла Евгения Добровольская

Вчера завершился земной путь выдающейся народной артистки России (2005) Евгении Добровольской. Блистательная актриса, посвятившая тридцать три года служению МХТ имени Чехова, ушла после продолжительной болезни всего через две недели после своего шестидесятилетнего юбилея.
История ее творческого пути началась с пронзительной роли в фильме «Клетка для канареек» (1983) Павла Чухрая. Ее героиня — одинокая девушка, проводящая дни на вокзале в ожидании отца, с собачьим ошейником в руках и свистком на шее. Этот образ стал символом целого поколения неприкаянных душ перестроечной эпохи.
Удивительная внешность Добровольской поражала своей уникальностью. Ее выразительные глаза с характерными веками, благородные черты лица вызывали поразительные ассоциации с саксонской королевой XI века Утой, чья знаменитая статуя украшает Наумбургский собор и считается шедевром готического искусства.
Королевская стать актрисы особенно ярко проявилась в роли королевы Марго в одноименном сериале Александра Муратова (1996). Это стало одной из ее звездных работ, наряду с блестящим воплощением образа в «Белой гвардии» (2012) Сергея Снежкина. За свою карьеру она создала около сорока незабываемых образов в телевизионных проектах.
Судьба Евгении напоминала сказку о принцессе, выбравшей собственный путь. Начав с роли в детском спектакле «Бременские музыканты» и занятий в балетной студии с шести лет, она, будучи дочерью высокопоставленного чиновника, в шестнадцать лет решительно отправилась покорять творческие вершины.
Ее путь к успеху не был легким — работа уборщицей в Театре имени Ленсовета, попытки поступления в театральные вузы. Но талант и упорство привели ее к заветной цели. После окончания ГИТИСа, где ее наставниками были Людмила Касаткина и Сергей Колосов, она нашла свой творческий дом в МХТ в 1991 году.
Театральная карьера Добровольской блистала яркими ролями в постановках выдающихся режиссеров — Олега и Михаила Ефремовых, Адольфа Шапиро, Кирилла Серебренникова. Она воплотила на сцене целую галерею незабываемых образов — от Нины Заречной и Аркадиной до Марины Мнишек в «Борисе Годунове» и Феклы Ивановны в «Женитьбе».
В кинематографе особенно яркими стали ее работы в картинах «Первый этаж» (1990) Игоря Минаева, где она создала образ советской «Кармен», и «Кризис среднего возраста» (1997) Гарика Сукачева. Ее талант раскрылся в фильмах Дмитрия Месхиева «Механическая сюита» (2001) и «Дневник камикадзе» (2002), в дебютной работе Анны Меликян «Марс» (2004) и проникновенной мелодраме «Муха» (2008) Владимира Котта.
Евгения Добровольская навсегда останется в памяти зрителей как воплощение утонченной красоты, глубокого драматического таланта и невероятной душевной силы. Ее творческое наследие — это драгоценный вклад в сокровищницу российского искусства, источник вдохновения для будущих поколений артистов.
Источник: www.kommersant.ru