Новая система прослеживания грузов повысит прозрачность импорта

Инновационный подход к контролю за международными перевозками товаров через Россию

Фото: kommersant.ru

В ближайшем будущем в России планируется внедрение передовой системы для повышения прозрачности международных грузоперевозок. Основной целью нововведения является предотвращение так называемого «ложного транзита» — ситуации, когда товары, заявленные как транзитные через территорию РФ, фактически остаются в стране. Эта инициатива отражена в проекте федерального бюджета на 2025–2027 гг., который уже поступил на рассмотрение в Государственную Думу.

Эксперты отмечают, что из-за существующих схем «ложного импорта» государственный бюджет недополучает значительные суммы — до четверти стоимости ввозимых товаров. Особенно часто такие схемы применяются в отношении высокомаржинальных товаров, таких как элитные алкогольные напитки или табачные изделия, облагаемые высокими акцизами. Кроме того, подобные практики получили распространение в условиях санкционных ограничений, когда компании не могли напрямую закупать определенную продукцию для России.

Ожидается, что внедрение новой системы прослеживания товаров принесет существенные дополнительные поступления в бюджет. По предварительным оценкам, только в первый год работы системы дополнительные доходы от импортного НДС могут составить около 150 млрд рублей. В перспективе трех лет прогнозируется, что декларируемый ввоз из стран Евразийского экономического союза обеспечит поступления в бюджет на сумму более 1 трлн рублей.

Цифровизация логистики как ключ к прозрачности товарооборота

Новая система будет базироваться на уже существующих цифровых платформах, таких как Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). Благодаря этим инструментам станет возможным отслеживание каждого груза с момента его производства или пересечения границы до конечного потребителя.

Эксперты сравнивают новую систему с успешно реализованным проектом «Честный знак», но на уровне грузоперевозок. Это позволит не только получить точную информацию об объеме товарооборота в России, но и детально проанализировать его структуру. В настоящее время проводится тестирование системы с участием крупнейших игроков рынка, которое продлится до конца текущего года.

С 2025 года переход на новую систему станет обязательным для компаний алкогольной отрасли. Для остальных участников рынка внедрение будет происходить постепенно. Это нововведение особенно актуально в свете того, что с 2022 года практика псевдотранзита получила широкое распространение, особенно среди представителей малого и среднего бизнеса.

Внедрение новой системы прослеживания грузов — это важный шаг на пути к повышению прозрачности международной торговли и укреплению экономической безопасности России. Ожидается, что эта мера не только увеличит налоговые поступления, но и создаст более справедливые условия для всех участников рынка, способствуя здоровой конкуренции и развитию легального бизнеса.

Источник:www.kommersant.ru

Разное