Святки в 2025 году: даты в церковном календаре, история и традиции

Вводная картинка
Фото: lenta.ru

Святки представляют собой удивительное сочетание древних традиций и христианских обычаев, ставших неотъемлемой частью русской культуры. Этот светлый праздник, изначально связанный с языческими верованиями, после Крещения Руси князем Владимиром органично влился в христианскую традицию. Святки всегда были временем радости, щедрости и веселья, когда люди славили Божью милость, устраивали пиршества, ходили друг к другу в гости и наслаждались зимними забавами. Давайте узнаем, как отмечали Святки наши предки и какие возможности для празднования открываются перед нами в 2025 году.

Даты Святок

Существуют разные трактовки начала Святок. Исследовательница А.Ф.Некрылова в своем труде «Русский традиционный календарь» указывает, что празднование начинается в Рождественский сочельник. Однако более распространена версия, согласно которой Святки наступают после завершения Рождественского поста и продолжаются до начала Крещенского поста.

В Рождественский сочельник верующие соблюдают строгий пост до появления первой вечерней звезды. Праздничная трапеза, знаменующая начало Святок, проводится после торжественного рождественского богослужения, когда вся семья собирается вместе для разговения.

Благодаря тому, что Рождество является непереходящим праздником, Святки в России всегда начинаются в одно и то же время.

В 2025 году волшебное время Святок начнется

7

января

в ночь на вторник

Существует распространенное мнение о завершении Святок в день Крещения Господня или Крещенский сочельник. Однако, учитывая правила поста, следует отметить, что Крещенский сочельник является днем строгого воздержания, когда пища принимается только после появления первой звезды и должна быть постной. Разговение происходит после крещенского богослужения и великого водосвятия. Поэтому последним днем Святок считается канун Крещенского сочельника. Крещение — также непереходящий праздник, отмечаемый 19 января, а Крещенский сочельник приходится на 18 января.

17

января

завершатся Святки в 2025 году

Таким образом, продолжительность Святок составляет 11 дней, а не две недели, как принято думать. В дореволюционной России это был период отдыха, тогда как в современной России новогодние и рождественские каникулы включают только два святочных дня — 7 и 8 января. С 9 января начнется короткая двухдневная рабочая неделя, а в выходные 11-12 января можно вновь вернуться к праздничным развлечениям.

Что такое Святки

До христианства

Историк церкви и богослов Сергей Козловский отмечает, что упоминания о Святках как об особом торжестве встречаются в трудах святителей Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и преподобного Ефрема Сирина. Однако изначально Святки не были христианским праздником — они существовали задолго до Крещения Руси. В дохристианский период эти дни посвящались богу Святовиту — одной из ипостасей верховного божества Перуна, которого стремились умилостивить для получения хорошего урожая.

Символом плодородия и по сей день остается традиционное блюдо Рождественского и Крещенского сочельников — кутья или сочиво, приготовляемое из ячменя или пшеницы. В древности часть этого блюда хозяин дома приносил в жертву Перуну-Святовиту, бросая в печь.

Сергей Козловскийисторик церкви

По словам историка, наши предки верили, что в начале зимы боги и души предков спускаются на землю, чтобы погреться у домашнего очага. В этот священный момент можно было обратиться к ним с любыми просьбами — от богатого урожая до счастливого замужества. Отсюда берут начало знаменитые святочные гадания «на суженого», сохранившиеся и после принятия христианства. Позднее слово «святки» стали связывать с глаголом «святить» — прославлять родившегося Христа.

Святые и страшные вечера

Выдающийся литературовед Юрий Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин» разделяет Святки на две части. Первая часть, именуемая святыми вечерами, длится с Рождества до Нового года (по новому стилю — с 7 по 13 января). Вторая часть, называемая страшными вечерами, продолжается с 14 по 17 января.

В святые вечера традиции колядования и гаданий не практиковались. В это время по домам ходили «христославы» — дети, прославляющие Рождество Христово песнопениями, за что получали угощение в виде кутьи и сладостей.

Основные колядования и гадания проводились в страшные вечера. Завершался праздничный период на Крещение купанием в проруби, которое, по народным поверьям, смывало все грехи, накопленные за время празднований.

Святочное колядование

В страшные вечера с появлением первой звезды начиналось колядование. Молодые люди наряжались в различные костюмы — от сказочных персонажей до домашних животных. Особое место занимали образы медведя и старухи, которые обычно исполняли мужчины. Главной целью колядующих было собрать как можно больше подарков от жителей деревни. В отличие от детей-христославов, получавших угощения за умилительное пение, ряженая молодежь использовала хвалебные и льстивые колядки, восхваляющие хозяев дома и их семью. Щедрым обещали счастье и богатый урожай, а скупым — всевозможные несчастья.

Историк русского языка и компьютерный лингвист Софья Гайдученко отмечает сложность определения происхождения слова «коляда». Существует несколько теорий: одни исследователи связывают его с общеславянским корнем «коло» (колесо) и зимним солнцеворотом, другие, как известный лингвист Макс Фасмер, считают заимствованием из латинского языка, отсылающим к древнеримским праздникам календы (calendae). Славист Александр Страхов предполагает греческое происхождение термина от τα καλανδικα — профессионального термина священнослужителей, означающего «новогоднее довольствие».

Историк Козловский подчеркивает, что церковь первоначально относилась к колядованию довольно снисходительно, в отличие от гаданий, считавшихся серьезным грехом. Возможно, это было связано с тем, что сам император Петр I с удовольствием участвовал в колядовании, облачаясь в вывернутый наизнанку тулуп, и даже приказывал наказывать плетьми тех, кто отказывался от ряжения. Однако после смерти Петра Великого отношение к этому обычаю изменилось. Во второй половине XVIII века колядование и ряжение в «кумирские одеяния» были официально запрещены, хотя на практике этот запрет часто игнорировался, и традиция сохранялась вплоть до революции.

Святочные рассказы

Одной из замечательных святочных традиций, к сожалению, ушедших в прошлое, было чтение трогательных святочных рассказов, публиковавшихся в газетах. Эта традиция пришла в Россию из Европы, где одним из самых известных произведений жанра стал рассказ Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками».

В беседе с «Лентой.ру» историк русского языка и компьютерный лингвист Софья Гайдученко рассказала об особенностях русского святочного рассказа.

В каждом святочном рассказе обязательно присутствует социальная проблема, которая благополучно разрешается. Например, в «Чудесном докторе» Александра Куприна к бедной семье, где умирает дочь, приходит сам Николай Иванович Пирогов, который не только лечит девочку, но и оставляет семье деньги. Герои часто оказываются в невероятных ситуациях: как в чеховском рассказе «Мальчики», где юный герой пытается сбежать с другом в Америку, но благополучно возвращается домой. Непременным элементом является чудо — как в рассказе Владимира Набокова «Рождество», где убитый горем отец получает весточку от умершего сына через рождение бабочки из кокона.

В советское время традицию продолжили новогодние рассказы в детских журналах «Веселые картинки» и «Мурзилка». Сегодня, по мнению Гайдученко, жанр святочного рассказа практически исчез.

Святки в 2025 году

В современной России святочные гулянья и крещенские купания активно поддерживаются на государственном и муниципальном уровне. Примечательно, что в 2024 году в крещенской проруби (иордани) искупался президент России Владимир Путин.

Ежегодно в российских городах публикуются списки официальных иорданей и купелей, где желающие могут окунуться в освященную воду в Крещенский сочельник.

В Москве большая часть святочного периода совпадает с фестивалем «Путешествие в Рождество», который в 2025 году продлится до 12 января.

Особенно интересно провести Святки в подмосковной Коломне, где можно присоединиться к настоящей коляде, проходящей по городским улицам с участием учеников воскресных школ и прихожан местных храмов. Эта традиция была возрождена в начале 1990-х годов артистами фольклорного театра «Пилигрим». Город также славится своими святочными гуляньями и ярмаркой, где можно отведать знаменитую коломенскую пастилу и калачи с гусятиной.

Святочные традиции бережно хранят во многих уголках нашей страны: от столицы до волжских берегов и сибирских просторов, делая этот период особенно радостным и наполненным духовным смыслом.

Источник: lenta.ru

Последние новости